Арида, ведущая и создательница программы:

Программа возрастных женских переходов создавалась на протяжении 16 лет. На индивидуальную практику ко мне приходили женщины с запросами нарушенной женской идентичности, или, если говорить простым языком, они не чувствовали себя женщинами, не понимали, что это означает.

Я начала разбираться с этим, искать способы и методы, что можно сделать с такими нарушениями, чтобы вернуть адекватную идентичность и соответствующую самооценку. И натолкнулась на фразу, которая во многом и определила результат:

нарушение идентичности связано с потерей традиций.

возрастные переходы3.jpg У нас традиционные принципы воспитания, традиционный уклад жизни, в связи с определенными историческими событиями, были нарушены, и это нарушение и сильное изменение мира привело к нарушению самоощущения и самовосприятия.

Изучая народную культуру, я вышла на возрастные переходы. В психологии они называются возрастными кризисами развития.

Программа возрастных переходов помогает женщинам вернуться к себе, лучше понять себя, осознать, вернуть свою силу для того, чтобы была возможность торить свой собственный женский путь и жить не как получается, а так, как хочется.

 

Задача возрастных переходов, а они были и у женщин, и у мужчин, у мальчиков и у девочек – подготовка к созданию семьи, подготовка к взрослой жизни. Потому что создать семью могут только взрослые люди, готовые решать задачи, которые встают в семейной жизни.

 

Многие сказки заканчиваются тем, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. Но перед этим сказки нам рассказывают, какой путь прошли герой или героиня для того, чтобы жить долго и счастливо. И при этом другие сказки говорят, что да, долго и счастливо, но в этом «долго и счастливо» тоже есть испытания, и эти испытания уже намного сильнее, серьезнее, порой даже длительнее, и в них важно не терять друг друга, а оставаться вместе.

 

Потому что выйти замуж – не напасть, лишь бы замужем не пропасть. Мы начинаем встречаться с разными событиями, обстоятельствами, ситуациями, душевными задачами, такими как рождение ребенка, ведение совместного хозяйства, совмещение работы с семьей. И умение договариваться, умение вместе решать трудности, которые встречаются на нашем пути, умение слышать, видеть, чувствовать друг друга здесь необходимы. И нужно быть достаточно сильной, чтобы этот путь проходить, проходить вместе, не терять друг друга, не разводиться через год-два после свадьбы. Во время совместного пути мы начинаем сталкиваться с тем, что есть в нашем внутреннем мире, со своими личными и родовыми историями.

 

И задача возрастных переходов – подготовиться к совместному пути, подготовиться к взрослой жизни, которая полна испытаний и задач. В народной культуре, практически во всех культурах, я смотрела, как в разных традициях это устроено, есть такая подготовка. На протяжении веков народ оттачивал способы, которые помогали быстро, легко и просто подготовить себя к взрослой жизни.

 

Почему это быстро, легко и просто?

Потому что жизнь наших предков была наполнена вниманием к условиям выживания. Это мы сейчас живем, с их точки зрения, в очень легких бытовых условиях, но при всей этой легкости у нас часто не хватает сил. В народной культуре все способы, от способов  поддержания своего здоровья до поддержания здоровья своего дома, своей семьи, своего мира, очень простые, потому что долго и сложно делать было некогда. Если начать заниматься чем-то сложным, просто можно было умереть, не успев сделать. Поэтому способы – легкие, простые, но очень хорошо работающие, ведь задача должна была решиться.

 

А именно - подготовиться к взрослой жизни и понять, как проходить различного рода жизненные испытания. То есть иметь для этого силы, обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы полноценно проживать взрослую жизнь, чтобы все-таки выполнить задачи, для которых мы пришли, чтобы в конце пути не было горько за бесцельно прожитые годы.

 

Каждый возраст связан с определенным миром, с определенной задачей, с тем, что мы должны прожить в это время, чему научиться, какие способности в себе развить, какие умения и навыки получить и какую силу в этом мире взять и освоить, чтобы двигаться дальше.

И движение по жизни происходит упорядоченно, нельзя родиться и сразу стать взрослым, нельзя родиться и сразу войти в возраст девичества. Это постепенное движение, постепенное развитие своих умений и навыков и собирание своей силы. Вот в связи с этим постепенным движением силы по мирам, в связи с движением души по мирам и выстроена наша программа, которая точно соответствует возрастам развития.

У нас 7 ступеней, на которых мы последовательно перепроживаем свою жизнь, свои возрастные периоды. И перепроживая их, мы можем добрать то, что не было взято когда-то, исправить то, что было где-то искажено и вернуть свою силу себе.

1-я ступень – Рождение,

2-я - Женская суть,

3-я – Хозяйка,

4-я - Девичество,

5-я – Лики любви,

6-я – Секреты наслаждение

и 7-я – Взрослость.

 

Что дают женские возрастные переходы нам сейчас?

Нам они много дают с точки зрения пересмотра своей личной истории. Помогают перепрожить то, что было, очистить от боли там, где это необходимо, добрать знаний и образов, которых, возможно, не хватило, и собрать силу. Поэтому из возрастных переходов мы выходим другими, чем входили.

 

Для женщин-матерей, для которых важно, чтобы их дети росли не только здоровыми и сытыми, но и выросли готовыми к своей взрослой жизни, прохождение возрастных переходов помогает лучше понять своих детей, понять, что в каждом возрасте происходит, что можно сделать. Где-то нужно направлять, где-то нужно помочь, а где-то нужно дать справиться самостоятельно. Возникает возможность осознанно провести детей по возрастам, чтобы они в течение своего взросления не теряли свою силу, а наоборот, набирали, и вошли во взрослую жизнь в полной своей силе.

 

И еще такой момент. Возможно, кто-то в себе чувствовал, кто-то встречал это у своих знакомых, кто-то об этом читал или слышал, что очень тяжело, когда мама - как дочка своей дочке. Когда она по ощущению, по состоянию - младше своей дочки. Бывает такое нарушение детско-родительских отношений, когда дочка чувствует себя мамой своей маме, которое переносится тяжело, забирает у ребенка много сил и влияет потом на всю жизнь - и на личную жизнь, и на отношения с детьми.

 

Возрастные переходы как раз исправляют это нарушение, давая возможность маме всегда быть старше, всегда быть в ведущей роли. И когда придет время, когда ребенок уже будет готов отделиться и войти полностью в свою взрослую жизнь, то тогда бы это отделение, эта сепарация, состоялась, поскольку будучи в тесных и близких отношениях с мамой,  тяжело создать свой мир, свою семью.

 

Об этом сказки нам и говорят: чтобы началась собственная сказка, своя история, мама должна умереть. «Умереть» не в смысле уйти из этого мира, а умереть в том плане, что - отпустить, детско-родительская связь, тесная связь матери и дочери, это она должна умереть. Тогда дочка отпускается, и у нее есть возможность создавать свою собственную сказку, проживать свой собственный путь.

Это не означает, что мама и дочка перестают быть мамой и дочкой, нет, мама и дочка  навсегда останутся мамой и дочкой, но меняется качество их отношений. Меняется  близость, меняет свое качество и состояние, становясь связью двух уже взрослых людей. И это уже другие отношения, другая возможность и маме проживать свою жизнь, и дочери проживать свою.

 

Также существует кукольный онлайн курс "Куклы возрастных переходов"